Форум » Новый Завет » Аллегорическое толкование Нового завета » Ответить

Аллегорическое толкование Нового завета

simon: Сообственно Филон пребудет чуть позже,а сейчас статья из Инета,в рамках озвученой тематики. Аллегорическое толкование Нового завета: Александрийская школа источник: http://www.sfi.ru/rubrs.asp?rubr_id=945&art_id=8492&page=1&print=1 Кораблина В.Г. Аллегория (греч. ἀλληγορία — иносказание) – выражение абстрактного или отвлеченного объекта (понятия, суждения) посредством конкретного (образа), при этом абстрактная идея не ассимилируется в образе, а сохраняет свою самостоятельность и остается внешней по отношению к нему (БСЭ). Александрийская школа богословия и разработанный в ее недрах аллегорический метод толкования Писания – уникальные феномены в истории церкви. И для нас может оказаться поучительным и вдохновляющим опыт становления молодой живой христианской церкви, когда ее учителя были абсолютно адекватны современной им культурно-исторической и научной реальности. Что же такое Александрия первых веков? Находясь географически между Востоком и Западом цивилизованного мира, в Александрия сочетались полиэтичность, поликультурность, полирелигиозность и даже полифилософичность. 1. Собственно египетская традиция наименее заметна в александрийской культуре, в Египте того времени туземная культура как бы просто умерла. Причина этого не только в цивилизационной отсталости египтян по отношению к грекам, но и в чрезвычайно высокой степени эзотеризма их религиозных учений. Из-за кастовой замкнутости египетских жрецов греческая философия не могла воспользоваться накопленным религиозным опытом и знанием египетской традиции. Влияние древнеегипетской религии сказалось косвенным неявным образом на расцвете алхимических и магических идей того времени. Само представление египетских жрецов о том, что истинное знание удел очень узкого круга избранных, оказалось родственным идеям греческих гностиков об элитарности и сокровенности Истины. Безусловно, расцвет эзотерических и оккультных течений в Александрии был тонко связан с мистическими учениями Египта. Начиная с Александра Македонского, приказавшего строить в городе храмы Исиде и Осирису наряду с греческими богами, в Александрии формировалось совершенно особое синкретическое религиозное сознание. Малоизученный синтетический культ александрийского язычества в V веке стал последним оплотом сопротивления торжествующему христианству. 2. Культурную же среду города определяли, несомненно, греки. Два грандиозных и не имевших себе равных оплота культуры - Александрийская библиотека и Александрийский Мусейон (университет и Академия наук под одной крышей)- превратили город в центр философской мысли того времени. Именно здесь заложены основы аллегорезы в современном нам понимании. Как могли относиться александрийские неоплатоники, стоики, скептики, размышлявшие о тайнах бытия и небытия, реального и идеального, к своему собственному культурному наследию – древним мифам, текстам Гомера и Гесиода? Как к наивным сказкам? Как к реальной истории? Как поучительным притчам? Или сбросить их с корабля истории? Вопрос интерпретации классического наследия – один из важнейших, начиная с 4 в. до н.э. Кризис традиционной религии и истории Древней Греции стал причиной всемирного торжества аллегории. Тогда Афина, родившаяся из головы Зевса, оказалась аллегорией мысли, отношения Афродиты, Гефеста и Посейдона – аллегорией взаимодействия меди, огня и воды. Это примеры того, что Филон назовет «физической аллегорией», которая вернула древние мифы достойным образом с современный мир идей. Со временем аллегория проникла в естественные науки, этику, теологию и весь греческий гнозис проникся этим веянием. Существование множества развитых философских школ внутри греческой традиции и порождаемые ими многовариантные аллегорические интерпретации – с неизбежностью породили яростную философскую полемику того времени. 3. Еще одна важнейшая составляющая культуры Александрии рубежа эпох – иудаизм, весьма неоднородный – от ортодоксов до либералов, получивший даже особое именование иудео-александризм. Как защитить Тору и Закон от изощренных насмешек язычников? Именно либеральное крыло сторонников эллинизма рано осознало задачу перевода основных мировоззренческих идей иудаизма на понятный язык классической греческой философии. Аристобул (2 в.дон.э.) и Филон (1 в.н.э.) предприняли первые смелые попытки синтеза двух культур. 4. В такой динамичной сложной среде уже в конце 1 в. в Александрии появились первые христианские общины –греческие и коптские. Самостоятельная культура коренных египтян заново родилась тогда, когда вместо магической тайной иероглифики христианство дало им новый греко-коптский алфавит, перевод Священного Писания и литургических текстов, и тем самым положило начало новому богословскому языку и искусству. Культура эта развивалась несколько столетий в непосредственной близости, но не в прямой зависимости от собственно Александрийской школы. Коптская составляющая, склонная к аскетизму и конкретной (а не философской) созерцательности, стала первоосновой египетского монашества, а греческая составляющая, воспитанная зрелой эллинистической культурой, породила христианскую и научную теологию Александрийской школы. Итак, великие учителя Александрийской школы- Климент А. и Ориген опирались уже на развитую традицию аллегорической интерпретации текста. Что же нового привнесли христианские богословы? Только лишь расширили традицию греческих философов осмыслять мир в аллегорических категориях на новом материале – текстах Священного Писания? Это не просто упрощение ситуации, но и искажение ее. Филон первым высказал совершенно новую для эпохи эклектизма мысль о том, что независимо от толкований суть Закона Моисея абсолютно неизменна и истинна. Священные тексты Писания содержат Откровение Сверхъестественного Творца и тем принципиально отличаются от прочей литературы. Поэтому вслед за Филоном Иудеем Климент и Ориген с помощью аллегорических толкований ищут не человеческой мудрости, а света Божественной Истины. Вся Священная история говорит о возвращении заблудшей души у Богу. Форма интерпретации остается понятной и узнаваемой. У Филона: есть две враждебные друг другу точки зрения: одна возводит все к уму, как вождю нашему в мыслях и чувствах, это Каин, его имя «обладание», другая следует за Богом как за творцом, это Авель, чье имя толкуется как «все возводящий к Богу». Обеих вынашивает одна мать, Ева, то есть душа. Но едва появившись на свет, они становятся врагами и неизбежно должны быть разлучены. Здесь знакомая греческой философии история противостояния сил добра и зла, но источник истории Сам Творец, открывающий ее смысл своему народу через призванных им пророков. Христианская Александрийская школа искала и успешно находила ключи для адекватного понимания современниками текстов Священного Писания. Аллегорический метод стал превосходным инструментом и в деле миссии, и в полемических и апологетических баталиях. В духе философской традиции Климент и его последователи выделяют несколько ступеней в иерархии смысла текста. Исторический или событийный уровень, доступен любому читателю. Более высокие уровни уже нуждаются в интерпретации и открываются избранным – моральный смысл, профетический, содержащий пророчества о Христе, философский, касающийся онтологии и антропологии. Наивысший мистический смысл открывается только в молитве и созерцании. Это уровень прозрения, уровень пророческий. И Климент, и Ориген не доказывают, а скорее выстраивают с помощью аллегорий новую целостную картину мира, где человеческая история суть история спасения через божественное воплощение, искупительную жертву, воскресение и дарование Церкви как Тела Христова. Была ли разработана единая методика применения аллегории при толковании текстов Священного Писания? По-видимому, нет. Да и не может быть строгой методики у подхода по сути эвристического, основанного на озарении самого толкователя. Здесь неизбежны ошибки. Например, психологически точным является толкование Оригеном ветхозаветной истории как постепенного пробуждения человеческих чувств. Адам олицетворяет осязание, Ной – обоняние, Авраам – вкус, Моисей – слух, и наконец, Христос – зрение. Так раскрываются в человечестве возможности богопознания. А вот его же версия Шестоднева утрачивает непосредственный смысл и вообще лишена всякого догматического основания. «Кто же, имея разум, подумает, что первый, второй и третий дни творения были без солнца и звезд, а первый даже без неба?» Потому созданная Богом твердь символизирует тело, большое и малое светила таинственно изображают Христа и Церковь, звезды означают пророков, рыбы и пресмыкающиеся – низкие человеческие мысли, а птицы – возвышенные. Но, по-видимому, ранняя христианская церковь не боялась неизбежных ошибок, возникавших в активном диалоге с современным миром философских научных языческих идей, были силы у церкви в наследии Оригена выявить еретические моменты, не осудив самого весьма плодовитого богослова. В первые века действительно перед церковью и ее учителями был «огромный океан тайн» и идти ей предстояло по воде. Аллегорический метод постепенно уходил из богословия церкви, уступая место более выверенным путям. Хотя к нему дерзновенно обращались и в более поздние времена, не всегда, впрочем, удачно, Вспомним, например, интерпретацию бл. Августина притчи о добром самаритянине. Во все времени верующие искали и будут искать сокровенный смысл строк Писания, что сказано именно нам именно в наше время? И невозможно отказаться от поиска новых иносказаний, символов, аллегорий, это наш путь откровений и заблуждений. Важно, чтобы живые силы церкви могли отличить одно от другого на духовном уровне.

Ответов - 0



полная версия страницы